История, инфраструктура, экономика и административня история города

E-mail Печать PDF

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE

Гря́зи — город в России, административный центр Грязинского района Липецкой области. Центр городского поселения Грязи. Расположен на реке Матыре в 20 км к юго-востоку от Липецка. Высота центра города над уровнем моря около 120 м. Население (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) — 46 798 человек.


История

До революции

История города уходит корнями в XVII—XVIII века. По одной из легенд, когда Пётр I проезжал по этой местности, стояла дождливая осень. Погода была пасмурная. Вязкий чернозём затянул царскую коляску. У неё сломалось колесо, и пришлось останавливаться для ремонта. Во время остановки царь вышел и спросил у проходившего мимо старичка: «Что это за деревня?». Старик ответил: «Это, батюшка, не деревня, а выселки». С этого времени царь и повелел назвать выселки Гря́зями.

1868 год можно считать временем основания города. В этом году здесь прошла железнодорожная линия Москва — Воронеж. На ней построили станцию (ныне Грязи-Воронежские), которую назвали по соседнему крупному селу Грязи. Население пристанционного поселка стало насчитывать 1300 жителей (сто семьдесят дворов).

В 1869 году отсюда потянулись линии в сторону Ельца и Борисоглебска, и станция стала узловой.

В последующие годы развивающийся пристанционный посёлок поглотил находящуюся рядом небольшую крепостную деревню Дми́триевку (в настоящее время это место города, где проходит Первомайская улица).

ПаровозСоветское время

В советское время Грязи значительно выросли и благоустроились. Липецкий писатель и поэт Б. Н. Цветаев в своем стихотворении «Город Грязи» решил сегодняшний город сделать краше, делая акцент на старых «грязных» Грязях:

Я помню город давних лет:
Полуразбитые дороги,
Откуда к каждому порогу
Тянулся липкой грязи след.
Но отступила грязь с годами.
Закрыты в город ей пути.
Теперь хоть в тапочках иди —
Асфальт упругий под ногами.

В 1928 году на средства Юго-Восточной железной дороги в Грязях был построен Клуб железнодорожников. В 1991 году в нем создали театральный коллектив под руководством режиссёра А. Бабина.

В 1938 году первый секретарь грязинского РК Д. Ф. Лукинов предложил переименовать поселок Грязи в город Ежов в честь сталинского наркома Н. И. Ежова, «разоблачившего» в Грязях много «врагов народа». Например, на стрелочном заводе арестовали 15 человек, многих из которых расстреляли, в их числе — двух начальников завода. В голосовании о переименовании приняли участие все собравшиеся на митинг у железнодорожного клуба. Однако единогласное «да» к решению о смене названия не привело: «врагом народа» был признан и позже расстрелян и сам Ежов. А 4 декабря 1938 года Грязи получили статус города с прежним названием.

В XX веке к Грязям присоединилось село Грязи.

В 1963 году через реку Матыру построили мост; он соединил город Грязи с бывшим селом Грязи. Ранее на этом месте была переправа на плотах.

В 1965 году на Красной площади был сооружен памятник Неизвестному Солдату. В 1985 году на этом месте воздвигли мемориал Воинской славы с Вечным огнем. 8 мая 1982 года на постаменте установили гвардейский миномёт «катюша», привезеднный из Ржева участником войны А. И. Тимофеевым; памятник посвятили командиру первой батареи капитану И. А. Флёрову. Рядом с мемориалом в мае 2000 года открыли Аллею Героев.

В 1970 году в Грязях построили еще один мост — через реку Байгору. Дорога, которая проходит через мост, соединяет Грязи с Добринкой.

Символика

Герб города Грязи25 ноября 1992 года у города появляется свой герб. Серебряный пояс герба означает реку Матыру, на которой стоит город. Яблоневая ветвь — символ садов, находящихся в городе и в окрестностях в изобилии. Железнодорожный знак означает, что город является крупным железнодорожным узлом, положившим начало городу. Зеленый цвет — символ надежды, радости, изобилия. Черный цвет — символ чернозёма. Липовое дерево в левом верхнем углу означает, что город расположен в Липецкой области.

Знаменитые уроженцы

Беляев, Альберт Андреевич (родился 1928г.) , российский писатель и публицист

Население

Изменение численности населения по данным всесоюзных и всероссийских переписей:

год

1959

1970

1979

1989

2002

2010

чел.

34425

41292

42624

47458

47478

46798

Экономика и инфраструктура

Автовокзал в ГрязяхПромышленность

Основные предприятия города — ОАО «Гидравлик», «Гидрооборудование» (построен в 1968—1971 годах), Культиваторный завод, «Спецэлеватормельмаш». Машиностроительная отрасль представлена Грязи-Орловским мотовозоремонтным заводом. После начала реструктуризации МПС завод был переориентирован на выпуск контейнеров и получил название ОАО Трансконтейнер. В настоящее время завод переживает не лучшие времена из-за отсутствия заказов и возможно скоро будет закрыт.

Пищевая промышленность представлена Грязинским пищевым комбинатом и крупнейшими в области Грязинским сахарным заводом (мощность — 15 тыс. центнеров в сутки, построен в 1961 году; производство сахара осуществляется из сахарной свеклы, в изобилии культивируемой на окрестных полях), заводом пищевых концентратов, а также элеватором и семенным заводом французской Groupe Soufflet (открыты в 2010 году).


Транспорт

Автовокзал

Грязи прежде всего — крупный железнодорожный узел Юго-Восточной железной дороги, находящийся на пересечении двух магистральных линий (направления на Москву, Ростов, Орёл, Волгоград). На территории города находятся четыре железнодорожных раздельных пункта: три станции — Грязи-Воронежские, Грязи-Волгоградские, Грязи-Орловские, и путевой пост 474 км.

В 1998 году открыт автовокзал «Грязи» (арх. М. В. Мордухович).

Автодороги из города имеют три основных направления — на Липецк, на Добринку и на трассу Р119 Орёл — Липецк — Тамбов. Грязинское шоссе помимо связи с областным центром обслуживает также ОЭЗ «Липецк»; бо́льшей своей частью эта дорога двухполосная

Городской транспорт представлен исключительно автобусами и маршрутками.

Имеется аэродром «Грязи».

Торговля

Крупные торговые объекты — гипермаркет «Линия», ТРЦ «Айсберг» и «Грязи». Представлены также федеральная сеть «Магнит», липецкая сеть «Покупайка», сети «Копилка», «Копейка», а также сетевой магазин бытовой техники и электроники «Мегабайт».

Связь

Те же операторы, что и в Липецке. Проводная связь и интернет — ОАО «ЦентрТелеком», группа компаний «Промсвязь», а также ведомственная железнодорожная АТС с выходом на сеть общего пользования. Сотовая связь — «Билайн», «МегаФон», МТС, «Вымпелком» и «Теле-2».

Административное устройство



Железнодорожный вокзал в городе ГрязиВ современных границах площадь Грязей составляет 33,14 кв. км. Административного деления город не имеет, но условно можно выделить несколько районов (по бывшим селам, вошедшим в состав Грязей):

  • Село Грязи
  • Таволжанка

Существует «разговорное» деление Грязей на районы, вызванное относительной самостоятельностью каждого из них, поскольку во времена СССР город фактически представлял из себя несколько крупных предприятий с построенным вокруг них одно- или многоэтажным жильём для своих сотрудников, и связанных между собой обширным частным сектором:

  • Комбинат — по Грязинскому пищевому комбинату
  • Тюшевка, включает в себя «Культиваторный» по бывшему Грязинскому культиваторному заводу и «Гидрашку» по Грязинскому заводу гидрооборудования
  • ЦРБ — по Центральной районной больнице, в настоящее время самый быстроразвивающийся район города
  • Маринка — обширный частный сектор ограниченный с одной стороны дорогой Грязи-Липецк, с другой — рекой Матырой
  • Партсъезд — частный сектор, расположенный возле остановки общественного транспорта «XVIII партсъезд»
  • Болото — сектор с многоэтажными домами, построенными на месте питомника, находящийся между Комбинатом, Городом и Тюшевкой
  • Нахал поселок — частный сектор, расположенный южнее Болота, до железной дороги (Тюшевки)
  • Городок или Военный городок — военный городок на юго-восточной окраине города
  • Город — центральная часть города
  • Монетка-частный сектор, часть Маринки, примыкающая к железной дороге
  • Собачий хутор — слева от комбината к речке Матыра
  • СХТ — за рекой, в сторону села Грязей


По материалам википедии

Комментарии 

 
# Граф Ганс фон Клаус 21.05.2014 08:06
что за питомник? Кого там питали?
Ответить
 
 
# Вячеслав 21.08.2014 18:25
Спасибо за описание! За нашу историю!
Ответить
 

Добавить комментарий